Способы изменения внутренней энергии тела
Цель урока:1.Продолжить формировать понятие о внутренней энергии тела; ознакомить со способами изменения внутренней энергии тела.
2.Сформировать понятия теплопередачи и изменения внутренней энергии путём совершения механической работы и умения применять свои знания для объяснения конкретных явлений.
3.Развивать интерес к физике, мотивировать необходимость изучения тепловых явлений, раскрывать на интересных и важных примерах их широкое проявление в природе, показывать применение знаний о тепловых явлениях в быту и технике.
Тип урока. Комбинированный урок.
Содержание нового учебного материала. Внешние признаки изменения внутренней энергии тела. Работа, как способ увеличения или уменьшения внутренней энергии, как процесс перехода механической энергии во внутреннюю энергию и наоборот. Теплопередача – второй способ изменения внутренней энергии – передача внутренней энергии от одного тела к другому или от одной части тела к другой.
Межпредметные связи (с трудовым обучением) – нагревание инструментов и обрабатываемых деталей во время работы в школьных мастерских.
Тезаурус. Теплопередача.
Наглядность и демонстрации. КП «Способы изменения внутренней энергии тела». Опыты:
1. Нагревание монеты при трении
2. Вылет пробки из металлической трубки с эфиром при натирании трубки
3. Вылет пробки из трубки с водой при нагревании
4. Вылет пробки из бутылки при закачивании в неё воздуха и охлаждение водяных паров
Домашнее задание. §3; отвечать на вопросы; задание 1 (стр.10); М.ТЗ-1 № 5-12
Основные этапы урока
1 Организационный момент 1.Приветствие. 2.Проверка присутствующих и готовности к уроку. 3.Сообщение плана и задач урока
2 Актуализация знаний
1.Проверка опорных знаний (
слайды 2 – 5)
2.Анализ домашнего экспериментального задания. Проанализировать проблемный экспериментальный вывод: внутренняя энергия тела увеличилась при совершении над ним механической работы. 1) Ребята, если монета нагрелась при совершении над ней механической работы, осталась ли неизменной её внутренняя энергия? (Внутренняя энергия изменилась). 2)Как изменилась внутренняя энергия монеты: увеличилась, или уменьшилась? (Увеличилась). 3)Почему вы думаете, что внутренняя энергия увеличилась? (Монета нагрелась). 4)А что произошло с молекулами монеты? (Скорость движения молекул стала больше, т.к. увеличилась температура монеты). 5)А что еще изменилось, кроме скорости движения молекул? (Увеличились размеры монеты). 6)Как называется изменение размеров тела? (Деформация). 7)Давайте обобщим наши выводы. Остаётся ли внутренняя энергия тела неизменной? (Нет, она изменяется, например, при совершении над телом механической работы). По каким признакам можно судить об изменении внутренней энергии тела? (По изменению температуры тела и деформации).
3 Изучение нового материала А сейчас мы подробнее поговорим о способах изменения внутренней энергии тела. Запишите тему урока. (
Слайд 6).
Слайд 7 Итак, внутренняя энергия тела – это суммарная потенциальная и кинетическая энергия всех молекул тела. Молекулы обладают потенциальной энергией, т.к. взаимодействуют друг с другом. От чего зависит потенциальная энергия молекул? (От расстояния между ними). Как можно изменить расстояние между молекулами? (Деформация и нагревание). Сильно ли изменяется расстояние между молекулами тела при его нагревании или охлаждении? (Не очень сильно). А когда расстояние между молекулами вещества изменяется значительно? (При переходе из одного агрегатного состояния в другое). Молекулы обладают кинетической энергией, т.к. находятся в непрерывном движении. От чего зависит величина кинетической энергии молекул? (От скорости движения молекул). С какой физической величиной связана скорость движения молекул? (С температурой).
Следовательно, внутренняя энергия тела изменяется при деформации и изменении температуры тела.
Слайд 8 Как связано изменение внутренней энергии тела с изменением температуры? t ? → vмолекул ? → Uвн ? t ? → vмолекул ? → Uвн ?
Слайд 9 Рассмотрим опыт, описанный в учебнике на стр.8 (рис.4). Что мы совершали, натирая трубку шнуром? (Механическую работу). Как при этом изменилась внутренняя энергия жидкости внутри трубки? (Увеличилась). За счет чего увеличилась внутренняя энергия пара? (За счет совершения механической работы при натирании трубки верёвкой).
Слайд 10 Этот способ увеличения внутренней энергии тела при трении был известен людям с глубокой древности. Именно таким способом люди добывали огонь. Сделайте общий вывод: как можно увеличить внутреннюю энергию тела? (Совершая над ним механическую работу). В своей жизненной практике вы также не раз сталкивались с увеличением внутренней энергии тела при совершении над ним механической работы. Работая в мастерских, например, обтачивая детали напильником, что вы замечали? (Детали нагревались).
Слайд 11 А что произойдет, если тело само совершит механическую работу? Проведём опыт. За счёт какой энергии вылетела пробка из бутылки? (За счет совершения работы газом). О чём свидетельствует облачко пара над бутылкой? (Об уменьшении температуры газа). Что произошло с внутренней энергией газа после совершения им работы? (Уменьшилась).
Слайд 12 В технике, промышленности, повседневной практике мы постоянно встречаемся с изменением внутренней энергии тела при совершении работы: нагревание тел при ковке, при ударе; совершение работы сжатым воздухом или паром и др.
Слайд 13 А как ещё можно заставить пар работать? Как ещё можно увеличить его внутреннюю энергию, не совершая над ним работу? Проведём опыт. За счет чего совершается работа по выталкиванию пробки? (За счёт внутренней энергии пара. Внутренняя энергия пара превращается в механическую энергию пробки).
Слайд 14 Проведём еще один опыт. В стакан с водой, имеющей температуру 200С опустим цилиндр с температурой 1000С. Через некоторое время температура воды станет равна 600С. Но и температура цилиндра также станет 600С. За счёт чего повышается температура воды в стакане? (Цилиндр передаёт часть тепла воде. При этом температура (внутренняя энергия) воды становится выше, а температура (внутренняя энергия) цилиндра уменьшается). Такое явление, когда одно тело отдает энергию, а другое принимает, называется теплообменом. При теплообмене температура взаимодействующих тел становятся одинаковой.
Слайд 15 Ребята, при теплообмене совершается ли работа над телом? (Нет). Процесс изменения внутренней энергии без совершения работы над телом или самим телом называется теплопередачей.
Слайд 16 Итак, подведём итог. Внутреннюю энергию тела можно изменить двумя способами: совершая над телом механическую работу и способом теплопередачи. Теплопередача также совершается также несколькими способами, но об этом мы поговорим на следующих уроках.
4 Закрепление изученного Слайд 17 Закрепим изученное. Ответьте на вопросы.
Слайд 18 Вопрос 1. Если кусок алюминиевой проволоки расклепать на наковальне или быстро изгибать в одном и том же месте то в одну, то в другую сторону, то это место сильно нагревается. Объясните явление.
Ответ: Над проволокой совершается механическая работа. Механическая энергия превращается во внутреннюю.
Слайд 19 Вопрос №2. Чем объясняется сильный нагрев покрышек автомобиля во время длительной езды?
Ответ. Покрышки нагреваются а счёт работы трения при частичном проскальзывании из по полотну дороги, и за счёт работы деформации покрышки при качении.
Слайд 20 Вопрос №3. Когда автомобиль расходует больше горючего: при езде без остановки или с остановками? Почему?
Ответ: При остановке кинетическая энергия автомобиля превращается во внутреннюю энергию тормозных колодок. Чтобы каждый раз после остановки приобрести необходимую скорость, в двигателе должно быть израсходовано дополнительно некоторое количество горючего.
5 Подведение итогов урока 1.Выставление оценок за работу на уроке
2.Домашнее задание: § 3; задание.1(стр.10); М.ТЗ-1 № 5-12